ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Плетняковский СДК. 25 июля ребята продолжили ознакомление с народными промылами: «Колокольцовской росписью»

foto-26-07-2021-09-17 1 На Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенце с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово платок исконно русское, «плат» - кусок ткани. А спустя еще 100 лет ( 1790г. ) в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Шали были очень популярны. Шаль была настолько популярна, что в начале XIX в. появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".

К наиболее высокохудожественным произведениям русского прикладного искусства первой половины ХIХ в. относятся великолепные шарфы, шали и платки двустороннего ткачества, получившие по имени владельцев нескольких таких мастерских наименование "колокольцовские". Эти уникальные работы выполнялись только в России, в помещичьих мастерских, и прославились тонкостью исполнения и красочностью орнаментов. Особенность их заключалась в одинаковой отделке как лицевой, так и изнаночной стороны при особом выполнении на станках с незаметным закреплением нитей утка. Из-за трудоемкости и длительности работы (над наиболее сложными изделиями мастерицы трудились от одного до двух с половиной лет), цена на них была очень высока.

Работа над ними требовала очень хорошего зрения, и в их производстве использовался труд крепостных девушек в возрасте не старше 25 лет

Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Узор шалей был двусторонним. Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сливались.

Стоимость одной шали достигала 15 тыс. золотых руб. Они смотрелись очень элегантно, и приобрести их себе могли только обеспеченные покупательницы.

Основная масса изделий выполнялась по заказам, но продавали их и в торговых заведениях. Они неоднократно отмечались на русских и международных выставках мануфактурных товаров и завоевывали медали. Эти изделия служили украшением гардеробов русской знати и императорской семьи.

Выполняли изделия небольшими фрагментами в виде широких и узких полос и треугольников, а затем детали сшивали незаметным швом и пришивали к полотнищу саржевого переплетения, которое создавалось в тех же мастерских. Орнаментика изделий отличалась красочностью узоров, основу которых составляли различные цветочные мотивы, скомпонованные в гирлянды, букеты, рисунки восточного типа в виде "турецких бобов".

До настоящего времени сохранилось немного двусторонних изделий. Коллекция Государственного Эрмитажа считается одной из самых значительных: в ней насчитывается 27 предметов - шали, платки, шарфы, детали отделки одежды, сонетка. Уникальными образцами следует считать шарф и шаль, имеющие метку мастерской Н.А. Мерлиной: "Н.М." Начало коллекции было положено в период, когда фонды Отдела истории русской культуры находились в составе Русского музея Александра III.

После просмотра фильма об этом ремесле, ребята продемонстрировали свои художественные способности, стараясь правильно разукрасить элементы «Колокольцовской росписью». Предлагаем посмотреть, что из этого вышло.

foto-26-07-2021-09-17 1
foto-26-07-2021-09-17 2
foto-26-07-2021-09-17 3
foto-26-07-2021-09-17 4
foto-26-07-2021-09-17 5
foto-26-07-2021-09-17 6